Как не может быть двух одинаковых деревьев в лесу, так не бывает и двух идентичных алгоритмов создания сайта. Каждый веб ресурс в Сети, чтобы долго и успешно развиваться, должен иметь строго обозначенные цели. Требуется чёткое понимание, для чего делается сайт? Когда появиться сформулированная задача, можно будет готовить проект создания сайта.
Чтобы попасть в цель, надо её видеть — а чтобы создать сайт, надо точно понимать, для чего он нужен. В зависимости от целей, будет формироваться последовательность создания сайта. Но в любом случае, технические работы на сервере, регистрация хостинга и доменного имени, и все последующие этапы создания сайта, это всё предстоит делать в последнюю очередь. Даже если у вас нет навыков, то используя конструктор сайтов Smink, создание web страниц займёт 1-2 дня. И это включая несколько часов на освоение функционала конструктора. Но прежде надо определиться с типом сайта: интернет-магазин, портфолио или информационно-публицистический ресурс, может это будет форум по интересам? Если отбросить все условности, то цель написания сайта — коммерческая прибыль.
Даже если на сайте не будет прямых продаж, то поднятие ресурса в ТОП поисковой выдачи, обязательно привлечёт рекламодателей, которые будут щедро оплачивать свои баннеры на ваших web-страницах. Поэтому общим определением можно так сформулировать цель создания любого сайта — привлечение посетителей и повышение популярности.
Но для того, чтобы интернет-ресурс пользовался успехом, требуется знать Целевую Аудиторию (ЦА). Дело в том, что сайт это как оружие, а у него всегда есть конкретные цели. Разумеется, что если есть «оружие массового поражения», также существуют и сайты для неограниченной аудитории. Но почти все такие ресурсы или используют скабрёзный контент запрещённого содержания или выкладывают пиратские медиафайлы. Всё это запрещено законодательством, как и оружие массового поражения международной конвенцией, а значит мы не будет принимать такие варианты даже к рассмотрению.
Узнать ЦА web ресурса — чрезвычайно важная задача, которая позволяет сформировать грамотный план создания сайта. Уже открыты некоторые законы интернет бизнеса, которыми можно воспользоваться, чтобы предупредить возникновение неприятных осложнений. Например считается, что чем более узко определена ЦА, тем более низкая конкуренция, но более высокие риски. Например можно сделать интернет магазин медицинского инвентаря. А можно определить более конкретное направление: интернет магазин стоматологического оборудования. А если постараться и максимально сузить ЦА, то можно сделать интернет магазин пломбировочных материалов для зубоврачебных клиник. И так можно поступать в любом сегменте интернет торговли и вообще сайтостроении.
В последующей работе с интернет ресурсом, все этапы создания сайта будут опираться на интересы ЦА, на её предпочтения и ориентиры. Даже целевая реклама на крупных интернет-порталах, вроде Яндекса или Майл.ру, будет выстраиваться на основании проведённых исследований. Именно поэтому знание интересов и предпочтений ЦА, так много значат при создании сайта.
Перед созданием сайта, сразу после сбора информации о ЦА, требуется составить Техническое Задание (ТЗ). Если надо делать сайт под заказ, то этому предшествует написание брифа. Но в нашем случае мы рассматриваем более распространённый вариант, когда у пользователя есть задача самостоятельно сделать сайт для себя с нуля, при этом не имея практических навыков в сайтостроении. В этом случае, требуется только ТЗ.
В ТЗ должны быть записаны и расшифрованы все цели и действия для их достижения, которые необходимо выполнять, для того чтобы сайт как бизнес начал приносить прибыль. Специальных инструкций для этого не существует, но есть общие моменты, которых следует придерживаться. Например процесс разработки сайта при следовании ТЗ, обязательно приводит к одному и тому же результату, даже если этой работой будут параллельно заниматься несколько исполнителей. При адекватном отношении к задаче, после изучения ТЗ не возникает разночтений, в этом документе указано всё конкретно и однозначно.
Одновременно с ТЗ, может и должна осуществляться разработка дизайна веб страниц. Причём наиболее грамотный путь, это создание физических макетов на бумаге, и только затем их перенос в цифровую среду. На бумаге можно не только рисовать внешний облик будущих web страниц, но и даже используя самоклеющиеся стикеры, наглядно обозначать пространственную ориентацию разных модулей и текстовых блогов.
Последовательность создания дизайна сайта, должна опираться на знание ЦА и стремиться к одной цели — привлечь внимание посетителей и побудить его совершить какое-то действие. Для этого используется не только соответствующее цветовое оформление, но и грамотно продуманное размещение текстовых блоков, медиафайлов.
Опытные разработчики сайтов утверждают, что профессиональное форматирование текстов, с тенденциозным выделением основных мыслей и идей, способно на 7-10% повысить конверсию любого веб ресурса.
Работа над дизайном сайта, неразрывно связана с подготовкой контента для web ресурса. Одно из важнейших условий для автоматического продвижения сайта, это наличие уникального контента, который написан человеком, а не сгенерирован ИИ. Причём оптимальный объём статей и наличие ключей, уже найдено для каждого сегмента Интернет. Чтобы узнать конкретные параметры, надо изучить сайты конкурентов, которые выходят в ТОП поисковой выдачи по целевому запросу. И этому есть логическое объяснение — именно такие параметры текстов, позволили изучаемому сайту подняться в рейтинге. Ничего не надо изобретать, нужно только воспользоваться этой информацией.
Цветовое оформление и вообще дизайна страниц сайта тоже коррелирует с запросами ЦА. Однако это очень сложная категория суггестивного воздействия на сознание посетителей. В самом простом варианте, можно подсмотреть эти нюансы на сайтах-конкурентах, которых выходят в ТОП поисковой выдачи. Для некоторых категорий сайтов, выгоднее использовать консервативный подход при оформлении web страниц. Ни каких украшательств и фоновых изображений не должно быть, если посетитель заходит на официальный портал с конкретной целью. В качестве примера, можно посмотреть на страницы Википедии или портал ГосУслуг, это классический вариант оформления, который призван удержать внимание посетителя на конкретной задаче.
Подготовка контента весьма сложный этап создания сайта, учитывая что не все люди могут последовательно и доступно доносить нужную информацию. Сможете ли вы самостоятельно подготовить статьи, или придётся заказывать их у профессиональных копирайтеров на Биржах Текстов, это как раз то, что необходимо продумать перед созданием сайта. Рекомендуется попробовать написать нужную статью на какую-то страницу. Но оценивать качество своей работы, должны посторонние люди, желательно чтобы это был профессиональный филолог, но даже обычный учитель русского языка и литературы, может оказать реальную живую помощь в грамотном и красивом составлении текстов. Ведь значение текстовых описаний в ранжировании сайтов, очень часто недооценивают. Причина кроется в том, что теория по созданию сайта анализирует продукт из цифровой вселенной, а тексты веб страниц являются творением реального, аналогового мира. Но поисковые роботы, хотя функционируют в виртуальной среде, используют алгоритмы имитирующие антропогенную шкалу ценностей. Причём с подключением самообучающегося Искусственного Интеллекта, тексты на web страницах стали оказывать большее влияние, на ранжирование сайта при поисковой выдаче.
После того, как подготовлен контент веб страниц и продуман дизайн, процесс разработки сайта должен перемещать в виртуальную среду хостинга. Теперь можно заниматься вёрсткой web страниц. Причём есть варианты, при которых можно создать сайт бесплатно, используя льготный период. Например хостинг центр Smink, после регистрации предлагает 7 дней для бесплатного использования своих возможностей. На этой площадке доступен конструктор сайтов Smink и библиотека шаблонов с несколькими сотнями макетов страниц. Эта комбинация позволит за несколько рабочих дней перенести в Интернет, сайт любой сложности. Шаблоны страниц из библиотеки конструктора сайтов Smink, могут быть перенастроены до неузнаваемости — ограничений нет. Но учитывая что эта утилита была разработана для современного Интернета, в ней заложен избыточный функционал, который позволяет интегрировать на страницы сайта, любые модули сторонних разработчиков. Достаточно настроить платёжный сервис на одной странице, и потом включить дублирование на остальных страницах всего портала или избранного раздела.
В общем вёрстка страница и настройка функционала, это как раз та часть плана создания сайта, которая требует меньше всего времени, но внушает больше всего страхов. В реальных условиях, работа в среде любого конструктора сайтов, не сложнее перетаскивания карт в компьютером пасьянсе. Тем более что тексты и медиафайлы уже подготовлены, их требуется только копировать и вставлять в нужные места, в заранее подготовленные блоки. После сохранения проделанной работы, можно опубликовать сайт, и сделать к нему ограниченный доступ по ссылкам. Это необходимый этап создания сайта, для которого потребуется привлечь сторонних участников. Им предстоит протестировать функционал страниц, удобство навигации и внешний вид Интернет-ресурса. Если заранее составить опросник и размножив раздать участникам тестирования, то этот этап создания сайта можно пройти за 1-2 дня.
Если все плоды вашего труда устраивают, то можно купить один из тарифных планов на выбранной хостинг площадке, и придумать доменное имя. Не стоит забывать, что многие хостинг центры дают в подарок доменное имя, при покупке годовой подписки, но Smink добавляет к этому ещё и бесплатный SSL сертификат, без которого не могут нормально функционировать ни один платёжный сервис. Но большее внимание следует уделить выбору доменного имени вашего сайта. Правило простое — доменное имя должно быть короткое и запоминающееся, в нём сконцентрирована вся сущность вашего проекта. И очень желательно, чтобы при записи латиницей, не использовались двойные символы, в последствии это будет эффективнее запоминаться посетителями страниц.
Даже при самом скрупулёзном отношении к планированию создания сайта, требуется несколько дней на финишное тестирование и отладку функционала, проверки работы систем оповещения и сборе статистики. В это время опубликованный сайт вносят в базу данных поисковых роботов, прежде всего Яндекс и Гугл. Этому этапу создания сайта следует уделить особое внимание, потому что публикуемые данные закладывают фундамент автоматического продвижения нового интернет ресурса в ТОП поисковой выдачи. Разумеется, что это пассивный метод оптимизации сайта, однако он бесплатный и автоматизированный. Если выполнять требования поисковой системы, то страницы сайта будут автоматически подниматься в рейтинге.
Если делаете что-то для себя, то проект по созданию сайта заканчивается работами по активному продвижению ресурса. Покупка контекстной рекламы, обмен банерами, или использование скрытых ссылок в публикациях на сторонних ресурсах, всё это требует вложения денежных средств. Причём создание сайтов это фиксировало в самом начале, что затраты на продвижение и рекламу, значительно превосходят все остальные вложения в проект. Даже если часть работ, например написание текстов, будет заказана у сторонних исполнителей, то всё равно, реклама сайта это очень затратная статья. Причём единственный человек который может эффективно контролировать функционал ресурса, это владелец. Ведь чем эффективнее работает сайт, тем больше он привлекает посетителей. Однако следует помнить, что между посетителями и клиентами, очень большая разница. Даже на очень раскрученных веб порталах, конверсия в 10%, считается подарком судьбы. Если добиться конверсии сайта в 2-3%, это уже можно считать успехом для нового проекта. Это значит, что из 100 посетителей, 2-3 человека выполнили активное действие. Не обязательно покупку или заказ, даже подписка на рассылку или вопрос в чате, уже является конверсией — люди интересуются вашим проектом. Именно этим пунктом заканчивается любой план создания сайта.